Принципы производственного кооператива. Собственный опыт: ССО


Впервые я познакомился с принципами производственного кооператива во времена СССР, когда после 2-го курса института попал в ССО (студенческий строительный отряд).

Как правило, в стройотрядах было несколько бригад, у каждой бригады — свои объекты, соответственно, свои
объемы работ, которые нужно было выполнить, а при их выполнении – можно было получить оплату.
Т.е. оплата – за результат.
В какие сроки и какими силами этот результат будет достигнут, заказчика не интересовало.

Определенный % от всех завершённых заказов бригады отчисляли в фонд ССО, которым распоряжались командир и комиссар ССО.

А основная часть денег оставалась в бригаде, где полученные деньги делились в соответствии с отработанным временем и КТУ (коэффициентом трудового участия).
Причем, КТУ устанавливался дважды:
1). Общий КТУ
Бригадир имел, как правило, КТУ=1,3.
Специалисты (например, монтажники, прошедшие обучение, имеющие допуск к монтажным работам), как правило, имели КТУ — от 1,1 до 1,2
Все остальные – 1,0
2). Ежедневный КТУ.
По умолчанию у всех был 1,0.
Но если кто-то сильно отличился (в лучшую или худшую сторону), бригада после окончания рабочего дня решала, кому и на сколько этот коэффициент повысить или понизить.
На моей памяти было много случаев, когда понижали до 0,7 и даже до 0,3.
И это не всегда было связано с результатами труда членов бригады, иногда, это было связано с тем, что одни весь день «пахали» (монтажники), а другие «сидели» (бетон не завезли).
Также в некоторых бригадах была традиция выбирать «лучшего за день». Такому человеку автоматически ставился за день КТУ=1,1

Дважды побывав в ССО в качестве «бойца», уже после 4 курса, имея стройотрядовский опыт и являясь активистом в общественной жизни института, был направлен в 1979г. в качестве командира стройотряда.

Стройотрядов в нашей области были десятки, с разных ВУЗов, каждый жил своей жизнью, однако, было хорошей традицией устраивать между ними соц. соревнование.
В том году в качестве главного приза была «крупная морковка» – 5 путёвок в Германию. (Правда, в ГДР, но по советским временам это было очень круто).

И Вы, думаю, догадались, кто эту «морковку скушал»!
Конечно, наш стройотряд, «Ульяновец-79».
Цели я научился ставить ещё в детстве, а потом придумывал, как их воплощать «в жизнь».
Конечно, выиграть данный приз хотели многие. Но кто-то просто хотел, а мы шли к этой цели конкретно и достигли её!
С точными науками у меня было «всё в порядке», поэтому сначала пришлось «разложить» все условия соц. соревнования, а потом вместе со стройотрядом «выжать» максимум.
Так первый раз я попал заграницу на «поезде дружбы»: 14 вагонов со студентами со всего СССР по маршруту Москва – Дрезден – Галле (и обратно). Незабываемая 2-х недельная поездка!

В общем, подводя итоги моему опыту производственной деятельности в студенческие годы, могу сказать: как классно, что это произошло!

И было с чем сравнивать, когда после «защиты» диплома, я поступил на работу в государственное предприятие. Сначала в одно, а потом (после «отработки диплома») в другое.
Работа «на зарплату» и деятельность «на результат» — совершенно разная мотивация и производительность труда.
Знаю из собственного опыта.

По сравнению с деятельностью «на результат», работа «на зарплату» — это «болото»!
Согласны?

С уважением, В.Б.Шишкин