Сколько еще времени продержится в России существующая схема Агрегатор — Партнер — таксист?

Сегодня мне рассказали про любопытную ситуацию, которая сложилась на рынке такси, особенно в крупных городах — миллионниках (в первую очередь, речь идет, естественно, о Москве и Санкт-Петербурге).

Не являясь специалистом в данном рынке (такси), все же осмелюсь предположить, что если все действительно так, как мне было представлено, то некоторых участников этого рынка в ближайшее время ждет катастрофа.

Итак, по утверждению моего собеседника, в настоящее время существует следующая система взаимоотношений между крупными Интернет — агрегаторами такси (типа Яндекс.Такси, Gett, Uber), кто собственно принимает заказы от пассажиров, и водителями такси, кто собственно пассажиров развозит:

1. Интернет — агрегатор не взаимодействует напрямую с водителями-таксистами, он взаимодействует с так называемыми Партнерами, которые уже самостоятельно взаимодействуют с водителями-таксистами.

2. Интернет — агрегатор принимает заказ от пассажира и передает его свободному водителю-таксисту.

3. Как утверждает мой собеседник, большинство пассажиров оплачивает за поездку по безналу со своей карточки, которая привязана в мобильном приложении (хотя я , например, когда пользуюсь такой службой такси, до сих пор оплачиваю наличными деньгами водителю, в том числе в Москве). Деньги с карточки физ. лица приходят Агрегатору.Или наличные поступают к Партнеру.

4. Агрегатор оставляет себе определенный %, далее перечисляет остаток средств Партнеру. Партнер — это обязательно юридическое лицо или ИП.

5. Партнер оставляет себе тоже % (5%-7%), а остаток перечисляет водителям такси. Водителями такси, получателями этих средств, могут ИП-шники (здесь никаких вопросов нет), но абсолютное большинство — это физические лица!

Теперь, думаю, Вы поняли, что я имел в виду, когда в начале статьи сказал: «некоторых участников этого рынка в ближайшее время ждет катастрофа».

Проанализируем, кто же из 3-х участников рынка, кто получает вознаграждение с пассажиров, находится под угрозой?

а). Интернет — агрегатор такси. Находится под угрозой?

Нет, конечно.

Он получает доход от пассажиров, выплачивает деньги юридическим лицам ( в основном, ООО и АО) и ИП, это учитывает законно в своих затратах (если это такая схема), никаких дополнительных налогов у него не возникает.

Возможна и другая схема, когда Агрегатор получает вознаграждение (% комиссии) от Партнера. Здесь тоже у Агрегатора «все чисто». Получил доход, заплатил с него налоги в соответствии со своей системой налогообложения и все отлично.

А вот дальше начинается «интересное».

б). Партнер. Находится под угрозой?

Находится, и еще под какой, если выплачивает деньги физическим лицам-таксистам!

Партнер может не находиться под угрозой только в 2-х случаях:

— когда он выплачивает вознаграждение водителям-таксистам, которые все, 100%, являются ИП (индивидуальными предпринимателями.

— когда Партнер является ПрК (производственным кооперативом), члены которого и есть таксисты-водители, которые получают дивиденды с прибыли ПрК.

Однако, по оценкам моего собеседника, более 90% водителей такси, получающих деньги от Партнеров, являются физическими лицами, не ИП-шниками, и в ПрК не состоят!

Так чем рискуют Партнеры?

Видимо, собственники и руководители ООО и АО, а также сами ИП не в курсе, что при выплатах физ. лицам вознаграждения за работы/услуги, необходимо удерживать и оплачивать НДФЛ и взносы в соц. фонды!

Как подумаешь о суммах, которые им насчитает налоговая, «волосы дыбом»!

Если кто-то не согласится со мной по этому вопросу, обоснование привожу:

НДФЛ. Когда организации (например, ООО или АО) или ИП выплачивают физическим лицам вознаграждение за выполнение работ/оказание услуг, в том числе по гражданско-правовым договорам, то эти организации (ООО или АО) или ИП обязаны начислять и удерживать НДФЛ, т.к. в этом случае они будут налоговыми агентами (подпункт 6 пункт 1 статья 208 НК РФ, пункты 1 и 2 статьи 226 НК РФ, письмо Минфина России № 03-04-06/360 от 13.01.2014 г.).

Взносы в соц. фонды. На основании пункта 1 статьи 419 НК РФ, юридические лица, ИП и физические лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам признаются плательщиками страховых взносов. Объектом налогообложения страховыми взносами, на основании статьи 420 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

в). Водители-таксисты, являющиеся физ.лицами (не ИП) и получающие от Партнеров деньги на свою банковскую карточку. Находятся под угрозой?

Естественно!

«Следы» же в банках оставляют, когда деньги получают от Партнеров.

А еще, как сказал мой собеседник, получают от физ. лиц, которые, вероятнее всего, аффилированы с Партнерами.

Какие риски у этих водителей-таксистов? Незаконная предпринимательская деятельность!

Чем это может грозить? Смотрите здесь.

Выводы:

Интернет — агрегаторы такси придумали схему, где у них «все по белому».

Основными «пострадавшими» будут (будут, будут! Вопрос только: когда?) — Партнеры. Т.е. учредители (участники, акционеры) ООО и АО, а также их руководители, т.к. в настоящее время законодательство позволяет привлечь с субсидиарной ответственности учредителей (акционеров) ООО/АО и их генеральных директоров при долгах в бюджет и в соц. фонды. Время, когда ООО, например, отвечало по своим обязательством только суммой уставного капитала (обычно. 10 тыс. руб), прошли…

Что касается водителей такси, которые не зарегистрировались в качестве ИП и не являются членами ПрК, то, думаю, они в основном «отделаются легким испугом». Хотя, «показательную порку» налоговики могут и устроить.

Приглашаю подискутировать на эту тему, особенно хотелось бы услышать высказывания тех, кто принимает участие в данном бизнесе в качестве Партнера или водителя. Может я «сгущаю краски»?

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

8 комментариев к записи “Сколько еще времени продержится в России существующая схема Агрегатор — Партнер — таксист?”

  1. Елена Пришвицина:

    Здравствуйте,Валерий Борисович. Прочитала ваши мысли по поводу рынка такси и полностью разделяю ваше беспокойство. В принципе, ваш соавтор, все верно подметил и описал, просто несколько эмоционально. Так как я также влезла в эту тему, но уже как налоговый консультант, то понимаю, что риски существенные. У меня была беседа с одним из руководителей ФНС районного масштаба. Он ничего внятного не смог пояснить по сложившейся ситуации. Из того, что я нашла в судебной практике, следует два взаимоисключающих вывода. Первый: Партнер является налоговым агентом, соответственно обязан удерживать НДФЛ. Обоснование вывода простое, денежный поток водителям идет от Партнера. От этого вывода стали защищаться составлением агентского договора. Второй: лицом, осуществляющим выплату, является пассажир. Пассажир не может являться налоговым агентом, так как согласно п.1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
    Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налоговыми агентами в целях исчисления НДФЛ признаются:
    — российские организации;
    — индивидуальные предприниматели;
    — нотариусы, занимающиеся частной практикой;
    — адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
    — обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.
    Соответственно, физические лица в целях исчисления НДФЛ, налоговыми агентами не признаются. Поэтому крайними остаются водители, у которых с Партнером всего-лишь агентский договор. Именно они являются получателями дохода, но не декларируют и платят НДФЛ. В кооператив они не пойдут, потому что не хотят платить налоги и нести организационные издержки. А первопричина вашим собеседником названа верно — низкие цены на пассажироперевозки.
    Но других цен не будет, так как доходы у населения все падают. И далее опять выходим на макроэкономическую политику.

    • Валерий Борисович:

      Елена, схема Агрегатор — Партнер — таксист явно «мутная».
      «Крайними» остаются не водители, а пассажиры такси в случае всяких непредвиденных ситуаций (происшествий).
      Государственные органы (Роспотребнадзор, налоговая служба например) на это «закрывают глаза».
      Ни для кого не секрет, что таксисты-физ.лица работают «по-черному».
      Почему-то в других сферах бизнеса этого делать нельзя, а в такси можно.
      Если бы Роспотребнадзор и налоговики не «закрывали глаза», то таксисты быстро бы легализовались, в основном став ИП-шниками.
      А остальные («чернушники») просто бы ушли с рынка такси.
      Цены на рынке такси формируются рынком, доходы населения тут не причем.
      Кто не может себе позволить ездить на такси, предпочитают трамвай или автобус.

  2. Евгений:

    И основная проблема:

    Идет намеренное подмена понятий Агрегаторами;
    Агрегатор это не такси,
    Агрегатор это онлайн сервис по вызову водителей,
    Агрегатор не руководствуется в своей деятельности:
    1) Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ
    2) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», No 259-ФЗ от 08.11.2007;
    3) «Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», Постановление Правительства Российской Федерации No 112 от 14.02.2009.
    4) «Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)», No 51-ФЗ от 30.11.1994;
    Агрегатор это информационный сервис и руководствуется соответствующими нормативными актами;
    Агрегатор намеренно вводит в заблуждение Пассажира рекламой, ценой, «сервисом»;

    Пассажир не понимает кто по факту оказывает ему услугу, потому что услуга состоит теперь из нескольких составляющих и при оказании услуги теперь задействованы:
    Агрегатор,
    Партнер,
    Собственник ТС,
    Водитель.

    Соответственно каждый отвечает за свою часть и перед своим клиентом/партнером.
    Этим и отличается Таксопарк, Вы позвонили и заказали в Таксопарк и отвечает Таксопарк, кто бы не приехал, парковая машина или фриланс на подработке, спрос с Таксопарка.

  3. Евгений:

    И в довесок по теме готовится к войне, даже если налоговая упрется и дона числит НДФЛ к уплате с Партнеров, вот практика:

    Для того, чтобы исполнить свои обязательства, налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. Для этого ему необходимо иметь в своем распоряжении денежные средства налогоплательщика.

    В Постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 даны следующие разъяснения. Если доход, который подлежит налогообложению у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, то налоговый агент не обязан удерживать налог с налогоплательщика. Он должен сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика.

    Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении от 28.02.2001 N 5 пришел к выводу, что правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, может быть вменено налоговому агенту только в том случае, если последний имел возможность удержать налог у налогоплательщика, но не удержал, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.

    За неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

    Под неисполнением обязанности понимается невыполнение возложенной обязанности в полном объеме. Под несвоевременным исполнением обязанности понимается ее исполнение с нарушением установленного срока.

    Таким образом, понятия «неисполнение обязанности» и «несвоевременное исполнение обязанности» не являются идентичными. Несвоевременное перечисление налоговым агентом удержанных налогов в бюджет нельзя расценивать как неисполнение обязанности по перечислению налогов. Ответственность по ст. 123 НК РФ установлена только за ее полное неисполнение.

    Несвоевременное перечисление влечет начисление пени, а не применение налоговых санкций. В Определении ВАС РФ от 15.12.2008 N 16206/08 также указано, что ст. 123 НК РФ не предусматривает ответственности налогового агента за несвоевременное перечисление НДФЛ.

    В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ в редакции Федерального закона № 396-ФЗ исчисление и уплату налога в соответствии со ст. 228 НК РФ производят физические лица, получающие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК РФ, исходя из сумм таких доходов.

    В соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ, введенным Федеральным законом № 396-ФЗ, налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в предусмотренном порядке, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

    Физическое лицо не обязано самостоятельно исчислять налог, если при получении дохода от налогового агента НДФЛ не был перечислен в бюджет.

    Вопрос об исчислении, уплате и декларировании НДФЛ физическим лицом в случае, если налоговый агент не удержал налог, был рассмотрен ФНС в Письме от 10.04.2017 № БС-4-11/6723

    Проанализировав действующие положения НК РФ, налоговое ведомство указало: физическое лицо не обязано представлять декларацию по доходам, полученным с 01.01.2016, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, сведения о которых представлены налоговыми агентами в установленном порядке.

    При этом налоговики обратили внимание, что Налоговый кодекс не содержит запрета на представление декларации, если гражданин считает это целесообразным: п. 2 ст. 229 НК РФ установлено, что лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе подать ее в налоговый орган по месту жительства (например, с целью получения налоговых вычетов).

    В соответствии с п. 4 ст. 229 НК РФ в налоговых декларациях физические лица:
    указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (если иное не предусмотрено п. 4 ст. 229 НК РФ), источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода;

    вправе не отражать доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 217 НК РФ (за исключением доходов, указанных в п. 60 и 66 ст. 217 НК РФ), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 – 221 НК РФ.

    Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных актами законодательства о налогах и сборах:
    200 руб. за каждый непредставленный документ;
    от 100 до 300 руб. — для граждан;
    от 300 до 500 руб — для должностных лиц.

    НК РФ Статья 226.9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

    • Валерий Борисович:

      Евгений, Вы привели много различных доказательств, но не понятно для чего, уж извините.

      Я вот сегодня вечером (вернее уже вчера) нашел Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», который, как я понимаю, регулирует деятельность такси.
      Согласны?

      Так вот, в этом законе есть

      Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

      А в этой статье пункт
      13) перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

      Что главное в этом пункте?
      Главное то, что физические лица не могут быть перевозчиками!
      Т.е. эти физические лица обязаны (!!!)
      а). регистрироваться ИП-шниками — тогда они будут сами перевозчиками
      б). являться работниками ООО/АО — тогда перевозчиком будет ООО/АО
      в). являться членами ПрК — тогда перевозчиком будет ПрК.

      Если же в схеме Агрегатор — Партнер — водитель эти самые Партнеры не являются перевозчиками, тогда кто является перевозчиками?

  4. Евгений:

    Всем доброго времени суток.
    Спасибо за развернутый ответ, все так и есть на данный момент на рынке такси за исключением 2-х нюансов:

    1. Наличный заказ или Без.наличный-карточный (Физ.лицо-Пассажир), или Без.наличный-(Юр.лицо-Пассажир) Неважно, Агрегатор заказов (предоставление информационных услуг) и Партнер (посредник между Агрегатором и Водителем) получают каждый свою комиссию в любом случае:
    Гетт Такси = 17,7% (НДС включен)
    UBER = 20% (НДС включен)
    Яндекс Такси = 18% (НДС включен) в среднем в зависимости от суммы заказа у них шкала.
    Ну и любимые Партнеры в зависимости от «Воспитания» 5-7%

    2. Партнеры взаимодействуют по Агентскому договору с водителем и логика следующая:
    Водитель — Принципал,
    Партнер (ооо или ип) — Агент,
    Водитель платит вознаграждение — в смысле Партнер его удерживаем, а Водитель не налоговый агент. он физлицо. Партнер ему доход не выплачивает. его доход ему выплачивает физлицо — заказчик (пассажир).

    И самое сладкое :
    Позиция Агрегатора и Партнера — МЫ только ПОСРЕДНИКИ во взаимоотношениях между Водителями и Пассажирами и ССЫЛАЮТСЯ вот на это письмо:

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 9 ноября 2015 г. N 03-04-05/64323
    В связи с обращением по вопросу исполнения индивидуальным предпринимателем обязанностей налогового агента при перечислении физическим лицам денежных средств сообщаем, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. В связи с этим для получения необходимой информации по указанному в обращении вопросу в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) следует обратиться в налоговый орган по месту жительства (учета). Одновременно сообщаем следующее. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 226 Кодекса налоговыми агентами признаются, в частности, индивидуальные предприниматели, являющиеся источником выплаты доходов налогоплательщику, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога на доходы физических лиц осуществляются в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 Кодекса.

    Вместе с тем индивидуальный предприниматель не признается налоговым агентом в отношении денежных средств, перечисляемых физическим лицам по агентскому договору, в случае если индивидуальный предприниматель, действуя в качестве агента по такому договору, не является источником дохода этих физических лиц. При этом согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 2 статьи 228 Кодекса физические лица, получающие вознаграждение от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса.
    Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Р.А.СААКЯН 09.11.2015

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 2 февраля 2016 г. N 03-11-06/2/4733 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении упрощенной системы налогообложения и исходя из содержащейся в письме информации сообщает. В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в составе доходов учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения в составе доходов не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса. На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главы 51 «Комиссия» ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора. Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

    При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

    Согласно статье 1008 ГК РФ в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.

    Пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса установлено, что датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод). Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Р.А.СААКЯН 02.02.2016

    Подытожим:

    ИП-Партнер не признается налоговым агентом в отношении денежных средств, перечисляемых физическим лицам-Водителям по агентскому договору, в случае если ИП, действуя в качестве агента по такому договору, не является источником дохода этих физических лиц.

    Источником дохода будет клиент заказавший такси. Агрегатор, это оператор ЭДС.

    Но письмо в налоговою с трактовками и за разъяснением надо бы отправить.
    Как Вам такая СХЕМА….

    • Валерий Борисович:

      Евгений, судя по Вашему комментарию, Вы «в теме», поэтому интересно будет досконально разобраться с ситуацией и выяснить, прав ли был я, когда говорил о возможной катастрофе некоторых участников рынка или заблуждался.
      Давайте тогда рассмотрим всю «картину» полностью, и начнем с начала, т.е. с оплаты пассажира.

      Итак, рассматриваем 2 варианта:
      1. пассажир отдал наличные деньги водителю.
      2. пассажир оплатил со своей банковской карты, привязанной к мобильному приложению Агрегатора.

      Вопросы, к Вам, Евгений, а также к тем, кто тоже «в теме», т.е. профессионально занимается бизнесом такси:
      Вариант 1.
      а). Кто предоставляет пассажиру услугу перевозки? Водитель? Партнер? Агрегатор?
      Если водитель, то как физ.лицо?
      б). Что делает водитель с наличными деньгами, которые отдал ему пассажир (допустим, 100 руб. для примера)? Оставляет себе, например, 70 руб, а остальные 30 руб. вносит в кассу Партнера? Если так, то в качестве чего вносит? Что пишет Партнер в приходном кассовом ордере? И выдается ли такой кассовый ордер?
      Если это не так происходит, то как?
      В комментарии, Вы Евгений, сказали, что Партнеры перечисляют деньги водителям по агентскому договору.
      А каким образом у Партнера появятся деньги, когда в рассматриваемом варианте №1 — все деньги поступают от пассажиров наличные?
      И они, эти деньги, принимаются водителями?

      Вариант 2.
      а). Кому поступают безналичные деньги (например, 100 руб.) от пассажира с его банковской карточки, привязанной к мобильному приложению?
      Водителю? Партнеру? Агрегатору?
      За что? Т.е. с каким назначением платежа?
      Какой далее путь денег? Кто кому платит и за что?
      б). Кто предоставляет пассажиру услугу перевозки? Водитель? Партнер? Агрегатор?
      Если водитель, то как физ.лицо?

      После того, как ответите на эти вопросы, ситуация немного прояснится и будут новые вопросы. 🙂

      Теперь про взаимоотношениях Партнера и водителя.
      В моей статье имелись в виду варианты, когда деньги за услуги от пассажира поступают Агрегатору или Партнеру, Агрегатор забирает свою комиссию (за информационные услуги), Партнер свою комиссию (кстати, за что?), а также Партнер выплачивает вознаграждение водителям.
      Вы в своем комментарии сказали, что это не так.
      Как я понял, пассажир оплачивает за услуги водителю, а водитель уже делится этой суммой с Партнером и Агрегатором.
      Прошу еще раз уточнить этот момент:
      кто оказывает услуги пассажиру?
      Водитель?
      Если так, то получается, что он «нанимает» Агрегатора и Партнера.
      Агрегатор оказывает водителю информационные услуги (соглашусь).
      А что за агентские услуги, о которых Вы говорите, оказывает партнер водителю?
      В чем они заключаются?

      И еще вопросы:
      кто несет ответственность перед пассажиром за безопасность перевозки этого пассажира?
      К кому пассажир должен предъявлять претензии, в случае конфликтных ситуаций, не говоря уж о ДТП?

      • Евгений:

        Доброго времени суток.
        Спасибо за проявленный интерес к данной теме, постараюсь более подробно и доходчиво объяснить. Мой пример относится к Москве и Санкт-Петербургу в первою очередь, города миллионщики схема может отличаться, но непринципиально, итак, по порядку:

        Законодательная База регламентирующая данною деятельность:

        1) Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ
        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

        2) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», No 259-ФЗ от 08.11.2007;

        3) «Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», Постановление Правительства Российской Федерации No 112 от 14.02.2009.

        4) «Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)», No 51-ФЗ от 30.11.1994;

        Есть еще 2-300 Актов и приказов различных ведомств и министерств, но это основные, Устав автомобильного транспорта к нам относится постольку поскольку просто вспомнили что есть еще и легковое такси, и упомянули в паре статей, основа это грузовой и пассажирский регулярные рейсы.

        Основной наш документ это Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ, по факту регламентирующих документов легковое такси у космонавтов меньше, но риале рынка таковы, что они не работают и при всем желании неисполнимы, так как при написании забыли посоветоваться, да хотя бы привлечь профессиональное сообщество.

        За одно и то же правонарушение легального таксиста штрафуют от 50 000 рубл. до 500 000 рублей, а не легального (бомбила) МАКСИМУМ 5 000 рублей, как Вы думаете это нормально ? И это еще при условии контрольной закупки его поймали за руку целая делегация: Сотрудник ГАИ, Налоговый Инспектор, Транспортная прокуратура, Отдел по борьбе с экономическими преступлениями на транспорте, Подсадные.

        Теперь к схеме: чтобы понять природу проблемы нужно окунуться немного в прошлое СССР и вспомнить про такси тех лет и как оно было устроено, чисто ЭКОНОМИКА:

        Давайте сравним:
        Итак, возьмем пример московского таксомотора — 1980 г.
        Орудие труда — Газ 24, цена 15575 руб. (Средняя зарплата в те годы 167 руб.
        Наши дни — Киа Рио, Солярис, Альмера, Рапид, средняя цена 700 000 руб.
        Сегодня средняя зп в Москве 52000 руб, по стране 21000)
        Те годы План 173 часа в среднем в месяц, Выручка в час по плану 5,5 руб, Итого в смену 65 руб,
        Смена (официально) с 16:00 до 06:00 или с 06:00 до 20:00 (14 часов смена, включая 2 часа на приемку/выдачу)
        При 8-ми часовой смене каждый день с 2-мя выходными в неделю. План был 40 рублей
        План при смене 12 часов — 60 рублей.
        При 12-ти часовой смене обязательный отдых 1,5 суток.
        Т.е. смена была например с 18:00 до 06:00, потом день и ночь отдыхаешь и к 18:00 опять идешь на смену.
        Наши дни — План/Аренда от 1400 до 1800 рубл. Выручка в час 400 руб. + отбить бензин, + себе в карман-привезти в семью, + 20 % Агрегатору, + 5 % Партнеру.
        Посчитайте сколько Вы должны часов на линии отработать, в среднем 14-18 часов и так каждый день, без выходных на два-пять дней Вам никто машину не сдаст, Отсюда и засыпающие водители, чтобы был полноценный выходной (выспаться, семье время уделить, домашними делами заняться) он должен усиленно поработать чтоб оплатить выходной свой по аренде, и это речь идет о 1500/2000 руб/смена заработок в идеале.

        Бензин стоил 20 коп./литр и на него давали талоны.
        Наши дни 38,50 руб./литр 92 Аи, сам водитель.

        Те годы Тариф: посадка 20 коп, км пути 20 коп, и по моему 2 коп./минута простоя.
        Наши дни Тариф:
        Яндекс- подача 49 руб., км пути 15 руб.+ 3 руб. минута, ожидание 5 руб.
        Гетт- подача + 6 км пути + 5 мин. ожидания = 160 рубл. далее 18 руб./км.
        UBER- подача 39 руб., км. пути 12 руб.+ 3 руб. минута, ожидания не тарифицируется.

        Т.е. в принципе «справедливые» тарифы для такси должны быть привязаны к цене литра бензина. Получается, что агрегаторы занижают-демпинг тарифы более чем в 2,5 раза.

        Естественно Клиенту хорошо, но какой ценой ??? = Безопасность, ответственность, качество !!!

        Те годы с полученных денег от водителей Таксопарки обновляли автопарк, содержали рем зону, механиков, инженеров по БДД, диспетчерская, медиков, водительский комбинат по обучению и повышению квалификации водителей, ЦЕЛАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, полная ответственность перед пассажиром.

        Таксист это профессионал, а не просто водитель, как и водитель скорой тоже профессионал, посадите в скорую 21 летнего юношу со стажем 2 года или дорогу покажешь, что получите? Ответственность не меньше.

        Наши дни Агрегаторы: Автопарка нет — есть Партнеры, диспетчеров нет — есть колл центры на аутсорсе (пишите письма в приложении),
        Есть адрес сайта в сети + онлай приложение и договор оферты к нему,
        Вы загрузили приложение — значит заключили оферту, нужен водитель, мы предоставим Вам водителя нашего Партнера и состыкуем с Вами и Бох Вам в помощь и наши баллы в нагрузку, ну, а если что пишите письма в приложении, на этом все Агрегатор оказал Вам услугу до новых встреч.

        Вернемся к нашим будням:
        Агрегатор предоставил услугу по поиску водителя Пассажиру (договор оферты) при помощи приложения, денег с Пассажира Агрегатор не берет. При оплате Пассажиром поездку банковской картой, деньги переводятся на рас.счет Агрегатора, при этом пополняется виртуальный счет водителя на данною сумму — % Агрегатора, водитель видит онлайн свой виртуальный счет в своем приложении от Агрегатора (приложения Пассажира и Водителя отличаются).
        Если Пассажир оплачивает поездку наличными, водитель забирает в карман, с виртуального счета Агрегатор списывает свой %, водитель при НАСТОЯТЕЛЬНОЙ просьбе Пассажира выпишет квитанцию — БСО (но скорее продаст ее Вам) так как является физическим лицом — частник, и БСО — это липа.

        Агрегатор напрямую не заключает договоров с водителями (Физ.лица),
        только с ООО/ИП — Партнеры, по ДОГОВОРУ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ (при осуществлении перевозок пассажиров и багажа), Партнер — ищет, набирает и подключает/регистрирует водителей в приложении Агрегатора.

        Партнер заключает с водителем договор Комиссии/Агентский где Комиссионер/Агент это Партнер, а водитель это Комитент/Принципал который в свою очередь поручает Партнеру Заключить договор и зарегистрировать в приложении Агрегатора водителя и при перечислении денеж. Средств Агрегатором за выполненные карточные поездки перечислить их водителю (ТРАНЗИТ), что и делает Партнер с радостью за свой % (комиссию).

        Агрегатор раз в неделю перечисляет на рас.счет Партнера денеж. средства согласно балансу виртуального счета водителя своим Партнерам ну. а те вы уже знаете — %/комиссия, остатки перечисляют водителям не забыв еще снять %/комиссию с наличных заказов у водителя, вдруг он много денег домой привезет.

        Пассажир счастлив его отвезли + баллы числили;
        Агрегатор тоже % нормально состриг;
        Налоговая тоже с Агрегатора НДС + налог на прибыль, и не надо водителей вылавливать сколько их по стране, а Агрегаторов 1-2 десятка всего;
        Партнер рад %/комиссия как часики раз в неделю;
        Ну а водитель, если лишний часик не по плану вздремнет тоже счастлив много ль ему надо.

        К кому пассажир должен предъявлять претензии, в случае конфликтных ситуаций, не говоря уж о ДТП?

        В случае конфликтных ситуаций пассажир должен быстро бегать, шоферня специфичный народ, в приложении все написано — договор оферты и Вы с ним согласились, и заметьте Агрегатор даже денег не взял с Вас за это, БАЛЛЫ начислял Вам, а Вы неблагодарные «О защите прав потребителей» грозите (смайлик бы поставить да темный я),
        В случае ДТП в страховую прямая дорога, ну если полис есть у виновника, нет значит в суд с иском к виновнику вреда и все прелести процедуры соответственно, справки, чеки, юрист, экспертизы, предсудебка, исковое, гос.пошлина, наш суд самый гуманный.

        кто несет ответственность перед пассажиром за безопасность перевозки этого пассажира?
        По логике водитель крайний но он физ. лицо может и не унести ответственность.

        кто оказывает услуги пассажиру?
        Все оказываю по понемногу по мере необходимости

        И это я еще не расписывал откуда ТС — орудие труда берется у водителя и какая там схема. Варианты:
        Личный транспорт;
        Взял у соседа, родственников;
        Аренда от Партнера;
        Аренда от Таксопарка;
        Аренда — Прокатная

        Цена услуги = Безопасность, ответственность, качество !!!
        На мой взгляд при заказе через Агрегатора сам Пассажир перед собой несет ответственность и он с этим согласился при заказе (договор оферты онлайн сервиса)

        Я сам часто пользуюсь услугами по работе и понимаю риски, неискушенному тяжело разобраться, но если надо ехать с семьей только старые проверенные традиционные таксопарки, да в два раза дороже, да в два-три раза дольше ждать но семья и близкие мне дороже, в свое время я выезжал на ДТП и насмотрелся к чему приводит спешка и не профессионализм на дороге,
        ТС — объект повышенной опасности — первое правило в автошколе.

        Я старался простым обывательским языком объяснить суть проблемы,
        Спасибо за Ваше потраченное время.

Оставить комментарий