Сколько еще времени продержится в России существующая схема Агрегатор — Партнер — таксист?


Недавно мне рассказали про любопытную ситуацию, которая сложилась на рынке такси в крупных городах — миллионниках (в первую очередь, речь идет, естественно, о Москве и Санкт-Петербурге).

Не являясь специалистом в данном рынке (такси), все же осмелюсь предположить, что если все действительно так, как мне было представлено, то некоторых участников этого рынка в ближайшее время ждет катастрофа.

Итак, по утверждению моего собеседника, в настоящее время существует следующая система взаимоотношений между крупными Интернет — агрегаторами такси (типа Яндекс.Такси, Gett, Uber), кто собственно принимает заказы от пассажиров, и водителями такси, кто собственно пассажиров развозит:

1. Интернет — агрегатор не взаимодействует напрямую с водителями-таксистами, он взаимодействует с так называемыми Партнерами, которые уже самостоятельно взаимодействуют с водителями-таксистами.

2. Интернет — агрегатор принимает заказ от пассажира и передает его свободному водителю-таксисту.

3. Как утверждает мой собеседник, большинство пассажиров оплачивает за поездку по безналу со своей карточки, которая привязана в мобильном приложении (хотя я , например, когда пользуюсь такой службой такси, до сих пор оплачиваю наличными деньгами водителю, в том числе в Москве). Деньги с карточки физ. лица приходят Агрегатору.Или наличные поступают к Партнеру.

4. Агрегатор оставляет себе определенный %, далее перечисляет остаток средств Партнеру. Партнер — это обязательно юридическое лицо или ИП.

5. Партнер оставляет себе тоже % (5%-7%), а остаток перечисляет водителям такси. Водителями такси, получателями этих средств, могут ИП-шники (здесь никаких вопросов нет), но абсолютное большинство — это физические лица!

Теперь, думаю, Вы поняли, что я имел в виду, когда в начале статьи сказал: «некоторых участников этого рынка в ближайшее время ждет катастрофа».

Проанализируем, кто же из 3-х участников рынка, кто получает вознаграждение с пассажиров, находится под угрозой?

а). Интернет — агрегатор такси. Находится под угрозой?

Нет, конечно.

Он получает доход от пассажиров, выплачивает деньги юридическим лицам ( в основном, ООО и АО) и ИП, это учитывает законно в своих затратах (если это такая схема), никаких дополнительных налогов у него не возникает.

Возможна и другая схема, когда Агрегатор получает вознаграждение (% комиссии) от Партнера. Здесь тоже у Агрегатора «все чисто». Получил доход, заплатил с него налоги в соответствии со своей системой налогообложения и все отлично.

А вот дальше начинается «интересное».

б). Партнер. Находится под угрозой?

Находится, и еще под какой, если выплачивает деньги физическим лицам-таксистам!

Партнер может не находиться под угрозой только в 2-х случаях:

— когда он выплачивает вознаграждение водителям-таксистам, которые все, 100%, являются ИП (индивидуальными предпринимателями.

— когда Партнер является ПрК (производственным кооперативом), члены которого и есть таксисты-водители, которые получают дивиденды с прибыли ПрК.

Однако, по оценкам моего собеседника, более 90% водителей такси, получающих деньги от Партнеров, являются физическими лицами, не ИП-шниками, и в ПрК не состоят!

Так чем рискуют Партнеры?

Видимо, собственники и руководители ООО и АО, а также сами ИП не в курсе, что при выплатах физ. лицам вознаграждения за работы/услуги, необходимо удерживать и оплачивать НДФЛ и взносы в соц. фонды!

Как подумаешь о суммах, которые им насчитает налоговая, «волосы дыбом»!

Если кто-то не согласится со мной по этому вопросу, обоснование привожу:

НДФЛ. Когда организации (например, ООО или АО) или ИП выплачивают физическим лицам вознаграждение за выполнение работ/оказание услуг, в том числе по гражданско-правовым договорам, то эти организации (ООО или АО) или ИП обязаны начислять и удерживать НДФЛ, т.к. в этом случае они будут налоговыми агентами (подпункт 6 пункт 1 статья 208 НК РФ, пункты 1 и 2 статьи 226 НК РФ, письмо Минфина России № 03-04-06/360 от 13.01.2014 г.).

Взносы в соц. фонды. На основании пункта 1 статьи 419 НК РФ, юридические лица, ИП и физические лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам признаются плательщиками страховых взносов. Объектом налогообложения страховыми взносами, на основании статьи 420 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

в). Водители-таксисты, являющиеся физ.лицами (не ИП) и получающие от Партнеров деньги на свою банковскую карточку. Находятся под угрозой?

Естественно!

«Следы» же в банках оставляют, когда деньги получают от Партнеров.

А еще, как сказал мой собеседник, получают от физ. лиц, которые, вероятнее всего, аффилированы с Партнерами.

Какие риски у этих водителей-таксистов? Незаконная предпринимательская деятельность!

Чем это может грозить? Смотрите здесь.

Выводы:

Интернет — агрегаторы такси придумали схему, где у них «все по белому».

Основными «пострадавшими» будут (будут, будут! Вопрос только: когда?) — Партнеры. Т.е. учредители (участники, акционеры) ООО и АО, а также их руководители, т.к. в настоящее время законодательство позволяет привлечь с субсидиарной ответственности учредителей (акционеров) ООО/АО и их генеральных директоров при долгах в бюджет и в соц. фонды. Время, когда ООО, например, отвечало по своим обязательством только суммой уставного капитала (обычно. 10 тыс. руб), прошли…

Что касается водителей такси, которые не зарегистрировались в качестве ИП и не являются членами ПрК, то, думаю, они в основном «отделаются легким испугом». Хотя, «показательную порку» налоговики могут и устроить.

Приглашаю подискутировать на эту тему, особенно хотелось бы услышать высказывания тех, кто принимает участие в данном бизнесе в качестве Партнера или водителя. Может я «сгущаю краски»?